И хоть каждый убегающий день

Сокращает наше пребывание на Земле –

Будем жить!

Алиса Кузьменко-Водовозова

пятница, 27 мая 2011 г.

Родной город и я


О  РОДНОМ МАРИУПОЛЕ И О СЕБЕ.

            Прежде,  чем написать что – либо о себе, хочу сказать несколько добрых слов о городе, в котором родилась – о Мариуполе. С детства я была очарована этим красивым названием и горько плакала,  когда его переименовали в Жданов. Ошибка была исправлена в перестроечные годы.
            Главная достопримечательность города – Азовское море с тёплой, ласковой, очень целебной водой и конечно же рыба.
            Кроме неподдающейся подсчёту рыбной мелочи, здесь каких-то  50 лет назад вылавливали почти десятиметровых белуг севрюг и осётров. Чёрной икры на рынках было навалом и пол-литровая банка этого дара моря стоила всего три рубля.
            Вторая особенность города – его люди.
Греки, облюбовавшие эти места ещё со времён правления империей Екатерины Второй, и, получив высочайшее добро на поселение, начали строить Мариуполь.
            Со временем он стал многонациональным. Кроме греков здесь селились татары, болгары, румыны, евреи армяне и, конечно же, русские и украинцы. Развивающаяся промышленность требовала рабочих рук.
            Общность людей разных национальностей, живущих в городе, наложила на него отпечаток своеобразия и неповторимости. Отличительной чертой была, присущая жителям морских портов, общительность, раскованность, но без распущенности, своеобразный юмор и врождённая музыкальность. Девушки здесь красивы и непосредственно обаятельны. Поэтому несколько шокирует образ няни из Мариуполя в популярном сериале, разговаривающей, как и её родня, на каком-то варварском диалекте, состоящем из русских и   исковерканных украинских слов. Няня Вика, симпатичная, но несколько вульгарная девушка, больше похожа на одесскую тётю Соню в молодости, в исполнении Клары Новиковой.

            Шёл 1937 год, страшный, неурожайный и неспокойный не только для нашего государства.
            По стране прокатилась волна арестов, не всегда обоснованных, часто просто по доносу «бдительных» граждан. Беспокойство охватило всех, когда Германия, в которой устанавливался фашистский режим, развязала войну в странах Западной Европы.
            Гнетущее ожидание грядущих грозных событий волновало весь народ.
            Именно в это нелёгкое время в мир, созданный Богом – творцом и обжитый людьми по своему разумению, 9 ноября 1937 года пришла и я. Наша Родина как раз отмечала 20-летие Великой Октябрьской революции.
            Мне не было ещё и четырёх лет, когда Германия, без объявления войны, напала на Советский союз. Разразилась Великая отечественная и 2-ая мировая война 22 июня 1941 года, длившаяся более 4-х мучительных лет, унёсшая миллионы молодых, и не только молодых, жизней.
            Мой отец, Кузьменко Иван Иванович, родом с Черниговщины, сразу же, без ожидания повестки, пошёл на призывной пункт. Был определён десантником в Черноморский воздушный флот. Его я не помню совсем, но все, знающие папу, говорили, что был он высок, строен и красив. Именно таким он и запечатлён на фотографиях.
            Мама, Громада Мариоара. Родилась в Румынии, в городе Констанца в 1941 году, а в 1914, во время первой мировой войны, когда границы государств были почти открыты, с целым кланом румын, занимающихся овцеводством, перекочевала с родителями в Мариуполь. Была, как и отец мой, красивой. Чёрные, вьющиеся крупными локонами густые волосы, безупречный ряд красивых, без изъянов, зубов, римский профиль лица, едва не стоили ей жизни. Немцы, оккупировавшие город, приняли её за еврейку и чуть не расстреляли. Судьба матери была почти трагичной. Родившаяся, годом позже меня, сестра в 3-х месячном возрасте заболела менингитом и, из-за взятой неудачно пункции спинного мозга, была парализована. В поэме «Путешествие в детство» и стихотворении «Не плачь, Алиса» я описала именно эти события.
            Чтобы выжить и спасти детей, мама бежала с нами из Мариуполя, прихватив небольшие пожитки- котомки. Ведь кроме них, приходилось нести распластавшуюся на спине младшую дочь, крепко державшуюся парализованными ручонками за шею матери.
            Так мы оказались в Бессарабии, где и переждали это страшное время. Однако, здесь тоже для нас шло не всё гладко.
            Мама выносила на улицу патефон и,  собравшиеся люди, слушали советские песни того периода. Слова одной из них я помню до сих пор:
«Ты не суй своё свиное рыло
В наш советский огород.»
            К тому же, мама приютила 2-х военнопленных мариупольских парней, один из которых оказался дальним родственником. Оккупировавшие Бессарабию румыны, кричали на маму «коммунист», и тоже едва не расстреляли.
            А помешали им. вскоре пришедшие советские войска. Все радовались близкому окончанию войны, и пили местное вкусное виноградное вино, купленное у простодушных жителей за облигации, выдавая их за новые деньги. Я пела на сцене клуба городка Арциза солдатам и офицерам песни военного периода и детские. Было мне тогда уже 7 лет.
            С какой радостью встречал весь народ окончание войны! День победы стал на все времена великим праздником! Это было 9-го мая 1945 года.
            А осенью 1945 года пошла в первый класс местной школы. Но мама рвалась в Мариуполь.
            Разрушенный бомбёжками, город смотрел на нас пустыми глазницами окон. Прежнее жильё было кем-то занято. Поселились в квартире пьющего сапожника. Нас ждал послевоенный голод и неустроенность.
           Домой с войны наш красивый папа не вернулся, пропав без вести на Новороссийском фронте 23 декабря 1943 года. Потерю мужа мама переносила очень тяжело. Когда было уж совсем невмоготу, она пела печальную песню на румынском языке, которая заканчивалась слезами и стенаниями, переходящими буквально в вытьё. Мы с сестрой с ужасом смотрели на неё и просили не плакать, пытаясь как-то успокоить. В конце концов, начинали реветь и сами. Когда я вижу на экране телевизора в фильмах о животных воющую от голода, холода, а ,возможно, и потери самца-друга, волчицу, вспоминаю свою гордую в своём одиночестве, невыносимо страдающую мать. 
            Нам с сестрой полагалась пенсия в сумме 240 рублей на двоих, в то время, как буханка чёрного хлеба на рынке стоила 150 рублей. В магазине же хлеб выдавали по карточкам. Но чтобы его получить, нужно было с 5-ти часов утра до открытия магазина стоять на морозе, в неподдающейся подсчёту, очереди. Видела, как ловкачи прыгали толпе людей на головы и ползли по ним к дверям магазина. Как мы выжили – ума не приложу.
            А дальше была школа, всевозможные кружки, спорт, выступления на смотрах самодеятельности. А ещё – постройка маленькой хатки руками мамы и десяти летней девочки.
            У меня был сильный чистый голос, что и определило дальнейшую судьбу. В доме появилась гитара, и я пела во дворе, бойко аккомпанируя себе на этом инструменте песни, звучащие по радио. Оно же познакомило меня с серьёзной классической музыкой. Хотелось учиться в музыкальной школе, но на покупку пианино не было ни денег, ни места в убогом жилище.
            Большую роль в моём образовании и   воспитании  сыграло поступление в Мариупольское педучилище (1952 – 1956г.г.) Нас, студентов, учили прекрасные, умные и интеллигентные преподаватели, бескорыстные, без мелочных запросов, люди. Именно им я обязана в становлении меня как личности. Особое внимание я уделяла спорту – художественной гимнастике - и музыке. Женским хором, солисткой которого я была, руководил, до самозабвения любивший свою профессию, хормейстер - Роман Григорьевич Слипец. Здесь же нас за четыре года пытались научить играть на скрипке.
            Летом 1956 года, окончив педучилище, пела в кинотеатре, в сопровождении небольшого эстрадного оркестра перед зрителями, ожидающими вечерних сеансов. Осенью, за неимением вакансий преподавания в начальных  стала вести уроки пения в старших классах общеобразовательной школы.
            Отработав 2 года, уехала в г.Донецк, где поступила в музучилище ( 1958 – 1962 гг.). Чтобы иметь средства для жизни, параллельно с учёбой, работала в школе.
            В 1959 г. Вышла замуж за своего преподавателя, композитора по специальности, окончившего в 1956 г  Киевскую консерваторию. Родила 2-х сыновей. Младший тоже выбрал музыку своей специальностью, окончив фортепианный курс Донецкого музучилища, а затем Киевскую консерваторию (Академию) и аспирантуру по классу композиции.
            В 1977 году я окончила Донецкую консерваторию. С 1962 по 1992 гг. преподавала сольфеджио и музыкальную литературу в вечерней музыкальной школе. Вела общественную работу, будучи председателем музыкального общества центрального района города. Наряду с этим, по  совместительству, на протяжении 10-и лет демонстрировала модели одежды т.е., как сейчас говорят, была моделью.
            Лето, как правило, проводили в Крыму, в А санаторном  корпусе дома творчества для композиторов имени « Пальмиро Тольятти».
            А в основном, муж работал в Ворзеле под Киевом, в Дилижане ( Армения ), в Боржоми ( Грузия ) и в других домах творчества. В каникулярное время я с детьми также приезжала к мужу. Путёвки были недорогими, к тому же половину их стоимости оплачивал музфонд Украины, или СССР. Здесь собирался цвет творческой интеллигенции. Общение с этими людьми было незабываемо интересным и познавательным.
            Во время съездов композиторов СССР, которые проводились через каждые 5 лет, было особенно интересно. Съезжались композиторы с  16-ти республик Советского союза. Звучала музыка в театрах и концертных залах Москвы. Друзья радовались встречам. Казалось, что это  огромная семья людей разных национальностей, объединённых любовью к прекрасному, к музыке, которую они творили.
            Мой  муж, Альберт Водовозов, подготовил целую плеяду молодых композиторов, преподавая в музучилище им уроки творчества. Он же и стал первым председателем Донецкой организации союза композиторов Украины, которая  была создана в 1968-м году и руководил на протяжении 15-и лет. Членами её стали композиторы Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областей.
            С 1992г. Проживаю с семьёй в Киеве. Одновременно с мужем вышли на пенсию. В связи с жестокой депрессией, мучающей супруга на протяжении более 30-ти лет, он почти перестал сочинять. Я же, неожиданно для себя, стала писать. Вначале это были газетные статьи о музыкальной культуре и искусстве 80-х годов. В 2001-м году появилось моё первое стихотворение.
     С февраля 2011 г. возглавляю клуб поэтов "Литературный перекрёсток". Я рада общению с этими неординарными, талантливыми людьми, посещающими клуб, которые, несмотря на все перипетии жизни, находят в себе силы писать, оставаясь интересными и нужными в это трудное, "смутное" время экспериментов и перестроек, потрясающих и удивительных открытий - век космической эры.
         А новый, 21 век торопится Кронос пожирает время. Года мчатся, как месяцы. Стареть не хочется, ибо старость неприятна во всех отношениях. Душа ведь остаётся молодой. Помнишь каждый прожитый день почти с самого раннего детства до мельчайших подробностей. Для души нет возраста, она бессмертна. Волосы твои седеют, лицо покрывается сетью морщин, но мыслящий, интеллектуальный человек остаётся красивым, несмотря на все признаки старости. И хоть каждый убегающий день сокращает наше пребывание на земле, БУДЕМ ЖИТЬ!
                                     Алиса Кузьменко – Водовозова.
                                                                    Апрель 2011 г.

                        
                

Комментариев нет:

Отправить комментарий